Ботинок, снятый политиком во время произнесения речи, способен изменить
отношение избирателей к его владельцу. Так, герой Мэтта Даймона из
фильма "Меняющие реальность" кладет ботинок в
основу здания своей будущей победы. Разувшись после неудачи на выборах в
сенат, он произносит речь, которая становится
отправным пунктом на пути к президентскому креслу. Этот жест был расценен аудиторией как свидетельство внутренней силы и искренности. Антигерой выборной компании таким образом приподнял завесу тайны над закулисными процессами, распахнул перед избирателями душу, запомнился. Конечно, важным было не только то, что он делал на трибуне, но и что при этом говорил. Искренность нельзя отрепетировать, и вдохновение не приходит по расписанию. Но импровизация доступна лишь тем, кто знаком с основами. Сначала обученность, потом - мастерство.
За ораторским мастерством стоит идти в студию "Аргументъ". Ее отцы-основатели перенимали основы ораторского искусства в числе прочего в Высшей Духовной семинарии, куда пришли юнцами, неопытными в казуистике. Об этом отрезке их жизни написана книга, и вот как морочили им головы мужи, со словесами искусно обращающиеся.
Но хуже всего оказалось на собеседовании, проходившем через два дня. У Виктора спросили, сколько ему лет. Он ответил, что двадцать два. У него спросили, сколько будет ему, когда он закончит семинарию. Виктор ответил, что двадцать семь. Будет ли он учиться в Академии, спросили у него. "Наверное", - Виктору перестали нравится простые вопросы. "И во сколько же лет вы закончите Академию?" В тридцать. "А что потом?" Женюсь и рукоположусь. "В тридцать лет?" Да. "А во сколько по канонам нужно рукополагаться?" В тридцать. "А когда создавались эти каноны?" Полтора тысячелетия назад. "А во сколько тогда женились?" В... пятнадцать. "А во сколько уже имели внуков?" В тридцать. "А когда умирали?" Простите? "Какая была продолжительность жизни тогда?" Не знаю. "Тридцать лет". Да? "Да." То есть человек рукополагался незадолго перед смертью, когда уже имел внуков. Во сколько у вас будут внуки?" В пятьдесят. "И умрете вы приблизительно в каком возрасте?" В шестьдесят. "А рукополагаться нужно перед смертью и имея внуков?" Да, вы так сказали. "Так во сколько лет вам надо рукополагаться?" В пятьдесят? "Не знаем, а вам как кажется?" Виктор не знал, как ему уже кажется, и молчал.
Но это было после одного технического вуза, в образовательной программе которого если и нашлось место ораторскому искусству, то на задворках. Однако через несколько лет в семинарии основатели "Аргумента" поднаторели в спорах с мужами многоопытными и не уступали им в словесных поединках. Врукопашную сходились изредка - противостояние талантливых студентов с умудренными педагогами не обошлось без подковерной борьбы, тайных агентов и подрывной деятельности в тылу врага. Роман о семинарии в прошлом году номинировался на национальную литературную премию. Логичным было бы предположить, что годы обучения в ней не прошли для преподавателей "Аргумента" зря. По окончании сего вуза они занимались составлением речей для политиков разного ранга, кроме бывшего президента России. Его выступления на сайте "Аргумента" - примеры того, как не надо говорить перед публикой. Здесь исправляют ошибки первых лиц, не отходя от смысла, содержащегося в исходном материале. Точнее, оформляют так, чтобы смысл не ускользал от аудитории, растекаясь по древу мыслей оратора. Правда, выборы в России выигрываются не в результате осмысленных речей. Отсутствие конкуренции - одна из причин того, что ораторское искусство в политике вымирает. Как рудиментарный признак - за ненадобностью.
Но педагоги "Аругемента" не могут быть не востребованы: Слово - одна из составляющих Дела. Я имею в виду бизнес. Красноречие как искусство управлять - это то, без чего не обойтись даже в России. Клиент хочет, чтобы его сайт был в топе Яндекса, но не хочет ничего менять - сайт отвечает его представлениям о красоте функциональности. Ну, что такому скажешь? Это все равно, что к специалисту по имиджу пришла бы девушка и заявила, что хочет быть в топе мировой модельной элиты, но не собирается ничего в себе менять, на фото класса она и так самая красивая... Заказчик тянет с оплатой, а субподрядчик уже выполнил работу, и ждет денег... Главный акционер фирмы получил предложение, которое ему кажется выгодным, но он, мягко говоря, не в теме... Если ты занят делом, то убеждать тебе придется каждый день.
Правда, есть ситуации, когда слово не поможет - только действие. У вас в детстве была старенькая Мария Ивановна, с которой работа над сочинением занимала три дня. Первый этап - составление плана. Второй - черновой вариант работы на заданную тему. Его читали вслух и обсуждали классом. У завтрашних капитанов педагогу тоже за 70, и тема "Былины" в три приема теперь изучается так. Урок первый: 30-тиминутный монолог учителя "Ношение блузок прочих цветов, кроме белого, как основная причина низкой эффективности моих уроков". Урок второй: 30-тиминутный монолог учителя "Распущенные волосы как одна из примет возможного предателя Родины". Урок третий: просмотр мультфильма "Добрыня Никитич и Змей Горыныч". Стоит ли удивляться тому, что спор о ценности сего фильма будущие капитаны не готовы поддержать с воспитанниками Марии Ивановны. На вопрос "А что хотели сказать авторы фильма? Что если бы все богатыри удачно женились, то некому было бы землю Русскую охранять?" они отвечают :"Ну, ты даешь, мам". Где же научится автор этой фразы тем приемам, что помогут ему вести ваше дело, находясь между молотом и наковальней заказчиком и субподрядчиком?! А ведь ему, вполне вероятно, через некоторое время придется там оказаться.
Можно сменить школу на ту, где учитель литературы не утерял способность вести дискуссию и слышать собеседника. Можно надеяться, что навыки убеждения наследник освоит прежде, чем растеряет всех клиентов, которые достались ему вместе с семейным делом. А можно записаться на онлайн курсы ораторского искусства в студию "Аргументъ". Потому что не самый последний родительский долг - обеспечить чаду доступ к тому водоему, где его научат ловить рыбу. Или - если вы все-таки растите политика - снять ботинки так, чтобы продолжить идти дальше.
P.S. Познакомься я с одним из преподавателей "Аргумента" чуть раньше, то, может, и не стала бы менять школу. Старая была так удачно расположена - близко к дому)))